Имам аш-Шафии сказал:
"Знание есть двух типов. Первый тип- знание всех мусульман, о котором недопустимо тому, кто в здравом разуме, быть невежественным о нём"
Ему сказали: "Это подобно чему?"
Аш Шафии ответил: "Подобно пяти молитвам, и что Аллах обязал людей поститься в месяц Рамадан, и делать хадж к Дому если может, и платить закят с их имущества, и что Аллах запретил мусульманам прелюбодеяние, убийство, воровство, алкоголь. И прочее знание, похожее по смыслу на упомянутое.
Этим Аллах обязал своих рабов, чтобы они осознавали это, знали это, и отдавали это либо от себя, либо от своего имущества, и чтобы удерживались от запрещенного им.
И всё знание этого типа имеется ясными прямыми текстами в книге Аллаха, и имеется у всех людей Ислама. Передают его их простолюдины от своих отцов простолюдинов, и передают его от Посланника Аллаха, и не разногласят в передаче этого знания, и в его наличии у них.
И это - общее знание, в котором невозможна ошибка в сообщении, или тауиль (истолкование), и не разрешено в нём разногласить"
Его спросили: "А второй вид знания?"
Аш-Шафии сказал: "Это то, что возложено на рабов из ответвлений обязательств, и ахкамы, которые знают не все, и другие разделы, где нет яснейших текстов в Коране, и нет в большинстве случаев яснейших текстов в Сунне. И даже если есть Сунна в чём-то из этого раздела, то она относится к сообщениям, которые знает лишь узкий круг, а не к тем, которые знают все. И то знание, в котором есть истолкования, и которое постигается через кыяс (аналогию)"
Источник: "Ар-Рисаля", 357-359